Большое значение для формирования растущего организма и профилактики заболеваний имеет строгое соблюдение режима питания. Под режимом питания понимают правильное распределение приемов пищи в течение дня, а также количественный и качественный состав суточного рациона питания. Распределение приемов пищи имеет физиологическое обоснование. Наиболее физиологичным является 4-разовый прием пищи в четко установленные часы с достаточными промежутками между ними (3-4 ч). Это обеспечивает ритмичность в работе пищеварительного тракта и всех органов, способствует развитию хорошего аппетита, высокую степень переваривания и усвоения пищи.
Для школьников, обучающихся в группах продленного дня, рекомендуется 5-разовый режим приема пищи с промежутками не менее 2 ч между первым и вторым завтраками:
1-й завтрак (дома) в 7 ч 30 мин - 8 ч;
2-й завтрак (в школе) - 10 ч 15 мин - 10 ч 30 мин;
обед (в школе) - 13 ч 30 мин - 14 ч;
полдник (в школе) - 17 ч - 17 ч 30 мин;
ужин (дома) - 19 ч 30 мин - 20 ч.
Для детей старшего возраста режим приема пищи следующий:
1-й завтрак (дома) в 7 ч 30 мин - 8 ч;
обед (в школе) - 12 ч - 12 ч 30 мин;
полдник (дома или в школе) - 16 ч - 16 ч 30 мин;
ужин (дома) - 19 ч 30 мин - 20 ч.
Для групп продленного дня второй горячий завтрак в школе должен быть на второй или третьей перемене, затем обед, полдник и ужин (дома) за 1,5-2 ч до сна. Для школьников старшего возраста предполагается обед или обед и полдник в школе.
Для согласования домашнего питания учащихся со школьным родителей следует знакомить с меню, применяемым в школе.
Очень важным моментом является распределение энергетической ценности суточного рациона по отдельным приемам пищи. Для детей групп продленного дня на первый завтрак (дома) должно приходиться 15 % энергетической ценности суточного рациона, на второй завтрак (в школе) - 20%; на обед - 35%, на полдник - 10%, на ужин (дома) - 20%. Для детей старшего возраста - на завтрак и ужин по 20-25%, обед - 35-40 %, полдник - 10-15 % энергетической ценности суточного рациона.
Такое распределение рациона в течение суток соответствует энергетическим затратам школьников и обеспечивает своевременное пополнение организма необходимыми пищевыми веществами.
Важное значение имеет правильное определение объема порций для детей разного возраста. Объем принятой в каждом из приемов пищи должен соответствовать объему желудка, а значит - возрасту детей.
Ориентировочный объем (мл) или масса (г) отдельных блюд и продуктов для детей разного возраста (на один прием):
Блюда |
Возраст детей (годы) |
||
6-10 |
11-13 |
14-17 |
|
Количество пиши, г |
|||
Каши, овощные блюда на завтрак или ужин |
200 |
300 |
300 |
Кофе, чай и другие напитки |
150-200 |
200 |
200 |
Супы |
200-250 |
250-300 |
300-400 |
Котлеты, биточки, фрикадельки, пудинги |
80-90 |
100 |
120 |
Гарниры |
90-100 |
150-200 |
180-230 |
Компоты, кисели, соки |
100-150 |
200 |
200 |
Фрукты |
100 |
100 |
100 |
Салаты из свежих овощей и фруктов |
50 |
60-80 |
100-150 |
Общее количество в сутки |
1600-1700 |
2100-2300 |
2400-2700 |
На первый завтрак детям следует давать салаты, винегреты, готовить горячие блюда из овощей, круп, яиц, мяса и других продуктов. Затем дают чай, кофейные напитки, какао и др.
На вторые завтраки и полдники рекомендуются молоко, кисломолочные и другие напитки (чай, кофейные напитки, компот и т. п.), выпечка.
Обед должен состоять из трех блюд: первого (супы, борщи и др.), второго (мясные или рыбные с гарнирами), третьего (сладкие блюда, напитки, фрукты и др.).
Ужин также должен состоять из горячих блюд: овощных, крупяных, молочных, творожных, яичных.
За предварительно накрытый, чистый, хорошо сервированный стол школьники должны садиться на свое постоянное место.
Необходимо также приучать школьников к чистоте, аккуратности, прививать им санитарно-гигиенические навыки - мытье рук проточной водой с мылом перед едой и после нее, полоскание рта после еды, умение пользоваться салфеткой, столовыми приборами и пр. В столовой должно быть чисто, уютно и тихо. Во время еды не следует отвлекать внимание детей игрушками, чтением, музыкой и т. д.